Volga V12 Coupe и Волга ГАЗ–21Р (данные производителей) | ||
Volga V12 Coupe | Волга ГАЗ–21Р | |
Тип кузова | купе | седан |
Число дверей | 2 | 4 |
Число мест | 4 | 5 |
Снаряженная масса, кг | 2090 | 1450 |
Полная масса, кг | 2500 | 1875 |
Двигатель | бензиновый, с электронной системой впрыска топлива Bosch Motronic | бензиновый, карбюраторный |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно |
Рабочий объем, куб. см | 5576 | 2445 |
Число и расположение цилиндров | 12, V–образно | 4, в ряд |
Число клапанов | 24 | 8 |
Степень сжатия | 9,8 | 6,7 |
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин | 380/279/5300 | 75/55/4000 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 550/4000 | 167/2200 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | механическая, 3-ступенчатая |
Передаточные числа | ||
I | 4,25 | 3,11 |
II | 2,53 | 1,72 |
III | 1,68 | 1,00 |
IV | 1,24 | – |
V | 1,00 | – |
VI | 0,83 | – |
З. х. | 3,89 | 3,74 |
Главная передача | 2,93 | 4,55 |
Трансмиссия | задний привод, с системой динамической стабилизации, противобуксовочной системой и самоблокирующимся дифференциалом | задний привод |
Рулевой механизм | «винт—гайка» с гидроусилителем | «червяк—ролик» |
Передняя подвеска | независимая, на амортизаторных стойках, нижних поперечных рычагах и диагональных тягах, со стабилизатором | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах |
Задняя подвеска | независимая, пружинная многорычажная, со стабилизатором | зависимая, на продольных рессорах |
Тормоза | гидравлические, с АБС | гидравлические |
передние | дисковые, вентилируемые | барабанные |
задние | дисковые, вентилируемые | барабанные |
Шины | 245/50 ZR17 | 6,70—15 |
Максимальная скорость, км/ч | 260 | 130 |
Емкость топливного бака, л | 90 | 60 |
Топливо | бензин АИ–95 | бензин А–76 |
Некоторые результаты измерений Авторевю | ||
Автомобиль | Volga V12 | Волга |
Coupe | ГАЗ-21Р | |
Время разгона, с | ||
0—100 км/ч | 6,56 | 35,01 |
0—200 км/ч | 26,06 | – |
на пути 400 м | 14,71 | 25,17 |
на пути 1000 м | 26,21 | 47,30 |
60—100 км/ч (III) | – | 24,93 |
60—100 км/ч (IV) | 8,20 | – |
60—100 км/ч (V) | 10,72 | – |
80—120 км/ч (VI) | 15,31 | – |
Тормозной путь, м | ||
со 100 км/ч | 41,5 | 78,5 |
со 150 км/ч | 98,3 | – |
Усилия на педалях, кг | ||
акселератора | 3,5 | 3,0 |
сцепления | 20,0 | 22,0 |
Для полноты впечатлений мы взяли на испытания еще один автомобиль — Волгу ГАЗ-21Р образца 1965 года. Почти такую же Юрий Деточкин угнал у фарцовщика Семицветова. Кстати, в середине шестидесятых такую же Волгу угнал у своего отца и наш испытатель Александр Диваков. Чтобы покататься. А сейчас мы предоставили ему автомобиль на вполне законных основаниях. Вот рассказ Дивакова.
Усаживаюсь на широкий передний диван. Тоненькое рулевое колесо, хромированный ободок сигнала, «подрулевой» рычаг трехступенчатой «коробки», полусфера большого спидометра... Господи, как все знакомо! Ведь именно на «двадцать первой» я учился ездить, гоняя по грунтовым дорожкам, когда отправлялся на речку помыть машину. Влетало мне по первое число: по тому, как долго меня не было, и по перевернутому вверх дном содержимому багажника отец понимал, какие кренделя я выписывал на семейной машине...
Я вновь держусь за этот руль. Для того, чтобы запустить мотор, надо прибавить газу. Завелась. Первая, как помнится, к себе и вниз. Короткий разгон, и рычаг вверх — вторая. Этот мотор не любит высоких оборотов: максимум крутящего момента достигается при 2200 об/мин. Поэтому очень быстро — третья, на которой можно катить словно на «автомате» — с 30 и до 130 км/ч.
Поворачиваю руль, а он заметно сопротивляется — усилителя-то ведь нет! Волга реагирует нехотя и, сильно накренившись, заходит в поворот.
Торможу. Усилие на педали велико, но чувствуются тормоза неплохо. И плавность хода хороша — мягкий автомобиль.
Осторожненько все сильнее раскручиваю мотор, все резче и глубже поворачиваю руль, и старушка, скрипя шинами, выписывает змейку. Крены огромные, и все же Волга ведет себя вполне пристойно. И я прихожу к выводу, что на «двадцать первой» можно смело ездить и сейчас. Волга не только доставит радость от поездки, но и согреет душу. Главное — не торопиться.
Давно я не испытывал такого чувства, которое сейчас мне подарила старушка Волга. Я смог полнее ощутить течение времени и оценить все свои годы, с самого детства связанные с «баранкой». После этого теста мне почему-то захотелось подвести какую-то черту, итог... Но не конечную! Ведь боевая Volga V12 Coupe показала мне, что есть еще порох в пороховницах. И не стоит его жалеть, отдавая себя любимому делу.
Аэродинамика
Честно говоря, этот тест мы проодили не по самой разумной схеме. Потому что сначала следовало бы провести аэродинамические испытания, а уж потом выезжать на динамометрическую дорогу полигона, чтобы установить предельные разгонные возможности автомобилей. А мы поступили наоборот.
Дело в том, что над аэродинамикой супер-Волги ее создатели по понятным причинам всерьез поработать не смогли, и никто не мог знать — какие же силы действуют на машину, когда она несется со скоростью за двести, не взлетит ли она... Но от излишнего риска наших испытателей спасло другое. Вдоль динамометрической дороги сейчас идет прореживание леса, поэтому примерно половина трассы, около двух с половиной километров, оказалась завалена деревьями. Так что в распоряжении экспертов была лишь вторая половинка. А этого явно мало, чтобы выйти на «максималку»: они едва успевали преодолеть рубеж в 200 км/ч — и тут же интенсивно тормозили.
Слава Богу, что они не разгонялись быстрее! В аэродинамической трубе выяснилось, что при скорости 230 км/ч на купе действует подъемная сила, эквивалентная 190 кг. Это очень много! Есть такое правило: подъемная сила не должна превышать трети силы лобового сопротивления. А в нашем случае эти силы практически равны. Главная же опасность состоит в том, что между осями подъемная сила распределена неравномерно: ее большая часть стремится разгрузить задние колеса.
Кстати, в трубе мы «продули» обе Волги, «классическую» и V12 Coupe. Чуда не произошло. У обеих машин весьма высокие коэффициенты лобового сопротивления Сх — 0,497 и 0,458 соответственно. И обе машины подвержены большим подъемным силам. Но если у V12 Coupe сильнее разгружается задняя ось, то большая часть подъемной силы, действующей на обычную «двадцать первую», стремится приподнять передок.
С точки зрения аэродинамики серьезное преимущество V12 проявилось лишь в реакциях на боковой ветер. На эту машину действуют заметно меньшие момент крена и поворачивающий момент.
Аэродинамические характеристики автомобилей (при скорости воздушного потока 144 км/ч) | ||
Волга ГАЗ-21Р | Volga V12 | |
Площадь фронтальной проекции, м2 | 2,30 | 2,16 |
Сила лобового сопротивления Рх, Н | 916 | 790 |
Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх | 0,497 | 0,458 |
Подъемная сила Рz, Н | 792 | 799 |
Опрокидывающий момент Му, Нм | 120 | –211 |
Момент крена Мх (при угле поворота платформы 15°), Нм | 734 | 409 |
Поворачивающий момент Мz (при угле поворота платформы 15°), Нм | 1059 | 720 |